Готовый бизнес - что входит в это понятие?

Эта статья будет наиболее полезна предпринимателям, которые впервые продают готовый бизнес. Многие слышали, что в настоящее время это возможно, но имеют весьма отдаленное представление о том, как провести сделку на практике. Поэтому, прежде, чем приступить к реализации плана «хочу продать готовый бизнес», необходимо разобраться, что, включает в себя это понятие, то есть, ЧТО ИМЕННО вы продаете.


Термин и составные элементы

Словосочетание «готовый бизнес» пока еще не получило полноценного юридического статуса, но является устойчивым выражением, которое активно используется во всех русскоязычных странах постсоветского пространства.

Оно служит для обозначения действующего объекта малого или среднего предпринимательства с налаженной системой производства, продвижения и сбыта продукции, товаров или услуг. Другими словами – уже завершившего этап становления (стартап) и ведущего стабильную хозяйственную деятельность.

Чаще всего данный термин используется в контексте продажи, чтобы дать понять потенциальному покупателю, что компания достигла определенной ступени развития. Следовательно, не требует серьезных денежных вложений «на запуск» и начнет окупаться сразу же после покупки. «Готовым бизнесом» в контексте продаж считаются объекты стоимостью до 1 млн.$. Все, что выше, относится к категории коммерческих слияний и поглощений.

Объект готового бизнеса представляет собой комплекс материальных и нематериальных активов, объединенных функционирующими процессами. В действующем законодательстве РФ комплексного понятия «продажа готового бизнеса» и соответствующей ему стандартной процедуры не существует. Купля/продажа каждого актива регламентирована отдельно. Любая сделка с продажей бизнеса под ключ уникальна, требует особого подхода и особого оформления, поскольку список активов каждой конкретной компании разный.


Материальные активы

Эта категория включает в себя все материальные ценности, находящиеся в распоряжении фирмы:

  • Основное и вспомогательное оборудование, мебель, элементы технического оснащения
  • Материалы на складе и товарные остатки
  • Здания и помещения (если они в собственности)
  • Средства на расчетном счете
  • Все остальное, что имеет рыночную стоимость и может быть реализовано

Их наличие, количество и качество является определяющим при расчете стоимости продаваемой компании.

Например, небольшой магазин в спальном районе может стоить 800 тыс. руб, при условии, что располагается в арендованном помещении, оснащен старыми холодильниками и продается без товарных остатков. Если остаток товара на складе значительный, а оборудование более современное, к тому же недавно был сделан ремонт – цена возрастет до 1,5 – 3 млн. руб. При условии, что помещение находится в собственности, стоимость компании увеличится в разы, поскольку к ней будет приплюсована рыночная цена помещения на данный момент. Естественно, готовый бизнес (Москва) на «территории собственника» будет значительно дороже, чем на арендованной.


Нематериальные активы

К этой категории относится все, что не имеет собственной физической формы, но оказывает серьезное влияние на прибыльность компании:

  • Право на аренду помещения
  • Налаженные связи с поставщиками, партнерами, покупателями
  • Квалифицированный, обученный, надежный рабочий коллектив
  • Технологии, патенты, ноу-хау, лицензии
  • «Раскрученный» бренд, сайты, группы в соцсетях, рекламные концепции, системы рыночного продвижения и тому подобное

Количество и качество нематериальных активов очень сильно влияет на итоговую цену бизнеса. Например, хороший салон красоты без медицинской лицензии можно продать за 1,5-2 млн. руб., а аналогичный, но с лицензией – за 3 млн. и больше. Обычная автошкола, не использующая интернет-рекламу, будет стоить от 700 тыс. руб., а имеющая в штате высокопрофессиональных инструкторов, посещаемый сайт, группы в соцсетях – более миллиона.

Эта зависимость прослеживается во всех отраслях продаваемого готового бизнеса.


На что обратить внимание

Вопросы о том, что нужно сделать, чтобы начать продавать свой бизнес, мы разберем в других публикациях. Определению цены предприятия, презентации продаваемого бизнеса и другим важным моментам будут посвящены отдельные статьи.

Как уже было сказано, каждая сделка индивидуальна. Каждая имеет свой собственный список активов. Нужна ли помощь бизнес брокера? Сам этот вопрос – признак неопытности. Те, кто регулярно занимается сделками купли/продажи готового бизнеса, понимают, что профессиональная помощь при проведении столь сложной сделки – не излишество, а насущная необходимость.

В идеале право на все активы должно быть подтверждено юридическими документами. На практике у собственников может не быть таких подтверждений, особенно на активы нематериальные. Например, аренда или отношения с поставщиками и покупателями стабильны, но производятся без оформления долгосрочного договора. Даже если арендодатель и партнеры готовы работать с новым собственником на столь же выгодных условиях, сложно будет доказать это покупателю.

Еще один распространенный случай – оформление разных активов на разные субъекты. Например, оборудование принадлежит ООО, а сайт зарегистрирован лично на собственника, а то и на кого-нибудь из его родственников. Таких проблем в ходе сделки может выявиться очень много, и каждая из них способна помешать продать бизнес дорого и выгодно.

Квалифицированный и опытный бизнес брокер поможет заранее предусмотреть все возможные неожиданности, безупречно проведет сделку и обеспечит вам максимальную выгоду от нее.