Как юридически безупречно оформить покупку бизнеса от собственника

Подготовленная компанией ГУДВИЛЛ публикация, в первую очередь, будет полезна предпринимателям, которые приняли решение самостоятельно заниматься приобретением готовой компании и хотят узнать, как оформить покупку бизнеса. Однако немало полезного найдут в ней и те инвесторы, которые проводят сделку при помощи профессионального бизнес брокера.

Сделка купли продажи бизнеса – сложный многоплановый процесс, и мы расскажем о нем подробнее, разберем наиболее часто встречающиеся ситуации. Это поможет покупателям более четко представить себе ход сделки, понять, чем на практике занимается профессиональный брокер и самостоятельно разобраться в обилии документов, которые понадобятся для быстрой и юридически грамотной передачи готового бизнеса из рук в руки.

Чем оформление купленного бизнеса отличается от других сделок

Чтобы разобраться с этим, необходимо для начала понять, что же такое «готовый бизнес» и чем он отличается от других масштабных объектов сделок, например, покупки квартир, домов, земельных участков.

Объект готового бизнеса определяется, как действующий субъект хозяйствования, представляющий собой совокупность недвижимости, оборудования и прочих технических средств, мебели, предметов интерьера и других материальных активов, плюс комплекс нематериальных активов, необходимых для ведения этой хозяйственной деятельности, права на которые закреплены за счет заключенных гражданско-правовых договоров: договора аренды территорий и помещений, трудовых договоров с сотрудниками, договоров с партнерами, контрагентами и прочих. То есть готовая действующая компания – это сложный комплекс различных материальных и нематериальных активов.

Важно понимать, как оформить куплю продажу бизнеса, чтобы новый собственник — покупатель объекта — мог в кратчайшие сроки после покупки и заключения сделки приступить к работе. Причем, начало деятельности не должно сопровождаться для него значительными дополнительными затратами.

При покупке недвижимости обычно требуется один договор (в крайнем случае, два, если одновременно требуется передача прав на прилегающую территорию). Приобретение готового бизнеса подразумевает оформление целого ряда документов – для передачи каждого актива, как правило, требуется отдельный договор.

Этапы оформления сделки

Мы уже писали в других своих публикациях, что итоговая цена готового бизнеса зависит от его прибыльности, а также от количества и состояния активов. Эти аспекты требуют тщательной проверки. Поэтому подобные сделки не заключаются в течение одного дня.

Покупателю требуется время, чтобы проверить качество, количество, состояние активов, самостоятельно убедиться в работоспособности и доходности бизнеса. Наконец, подготовить деньги для оплаты, поскольку речь идет о значительных суммах.

Поэтому, чтобы выгодно и безопасно купить готовый бизнес, документы обычно оформляются в несколько этапов:

Заключается предварительный договор. Он гарантирует ваше преимущественное право на покупку. При этом покупатель вносит задаток, а продавец обязуется снять объект с продажи, прекратить его рекламу и переговоры с другими потенциальными покупателями. В предварительном договоре указывается срок, в течение которого продажа должна быть завершена, и порядок оплаты.

Далее покупатель проверяет оборудование и другие активы, а продавец передает ему всю необходимую информацию, касающуюся работы объекта. Одновременно подготавливаются договоры о передаче каждого проверенного актива.

По истечении срока предварительного договора покупатель и продавец подписывают документы и проводят взаиморасчеты.

Особенности сделки в зависимости от организационно-правовой формы готового бизнеса

Объекты среднего, а особенно малого бизнеса в России могут иметь самые разнообразные организационные формы. Формы договоров и способ оформления сделки во многом зависит от того, что именно продается: ООО, АО, ИП, организация, зарегистрированная, как некоммерческая (НОУ, ДТН и другие). Важно также, продается готовый бизнес, как юридическое лицо или как набор активов.

Наиболее частые вопросы наших клиентов связаны с покупкой бизнеса у ИП – как правильно оформить сделку? Проблема в том, что ИП (индивидуальный предприниматель) купить нельзя, поскольку это не юридическое лицо, а статус конкретного гражданина. Поэтому компании, оформленные как ИП, продаются как сумма отдельных активов, либо предварительно оформляются в другую организационно-правовую форму.

Организации других форм собственности можно перерегистрировать на покупателя, но в таких случаях требуется тщательная проверка истории организации, чтобы новый собственник юридического лица не столкнулся с отдаленными негативными последствиями каких-то действий предыдущего владельца. Сама процедура перерегистрации зависит от организационно-правовой формы компании.

«Куплю бизнес в рассрочку» и другие нестандартные ситуации

Все вышеизложенное касается классических сделок по купле/продаже готового бизнеса. Таких на рынке большинство: единственный полноправный собственник продает свою компанию другому собственнику и завершение расчетов производится непосредственно после подписания всех договоров и регистрации сделки (если она требуется).

Более сложные ситуации – как купить долю в бизнесе, как выгодно купить компанию, имеющую долги, как купить бизнес в кредит или в рассрочку – мы обсудим в последующих статьях, посвященных этим специальным вопросам. Следите за новыми публикациями!

Конечно, одна статья не может полностью охватить все проблемы оформления сделок и тем более научить применять теоретические знания на практике, в конкретных условиях. Чтобы в полной мере овладеть этим искусством требуется опыт и регулярная работа над подобными сделками. Поэтому ГУДВИЛЛ предлагает покупателям и продавцам бизнеса специальную услугу – профессиональное оформление сделок купли/продажи готового бизнеса. Мы будем рады помочь Вам организовать данный процесс эффективно, безопасно и юридически безупречно.

Экономьте свои силы и средства – доверяйте сложные дела профессионалам!