​Как правильно оформить договор на куплю-продажу предприятия, покупая готовый бизнес

​Как правильно оформить договор на куплю-продажу предприятия, покупая готовый бизнес

Договор на куплю-продажу предприятия – основной документ, который узаконивает смену собственника бизнеса. В этом смысле процедура передачи из рук в руки готового предприятия, организации, фирмы, компании мало чем отличается от продажи квартиры или машины. Бывший и новый собственник подписывают документ, который подтверждает законность перехода имущества от одного лица к другому, и в случае возникновения споров служат гарантией законных прав каждой стороны.

Однако на деле процесс продажи готового бизнеса неизмеримо более сложен, чем, например, продажа обычной недвижимости или движимого имущества:

  • Во-первых, готовый бизнес состоит из целого комплекса взаимосвязанных материальных и нематериальных активов. Новому владельцу передается весь комплекс. При этом каждый актив может требовать оформления отдельного договора.
  • Во-вторых, несмотря на то, что рынок продажи уже зарегистрированного и функционирующего бизнеса в России постоянно растет, юридически он все еще остается «в подвешенном состоянии», поскольку универсальной процедуры и официальной формы договора между сторонами попросту не существует. Скачать договор купли продажи бизнеса в интернете, конечно, можно. Но важно помнить, что законодательно заключение подобных договоров не регламентировано. И в случае возникновения споров, суд будет рассматривать его в контексте обычной купли-продажи.

Таким образом, главная задача обеих сторон — составить договор о продаже готового бизнеса таким образом, чтобы полностью исключить вероятность последующего судебного разбирательства, ибо его исход предсказать невозможно. Для этого необходимо заранее учесть все конкретные нюансы каждой сделки и внести каждый из них в договорной текст для продажи бизнеса.

Для начинающих предпринимателей эта задача может оказаться чрезмерно сложной. А между тем, покупка готового бизнеса чаще всего привлекает именно бизнесменов на старте карьеры. Поскольку управлять уже запущенным бизнес-объектом проще, чем развивать проект с нуля.

В таком случае будет гораздо разумнее обратиться в специализированную компанию по продаже бизнеса. Участие в подготовке сделки юристов и опытных брокеров поможет вам избежать многих распространенных ошибок.

Продажа бизнеса — какие документы  необходимо  изучить перед покупкой

Невозможно в короткой статье разобрать все вопросы, которые могут возникнуть при покупке и продаже бизнеса. А их множество.

Например, не все организационные формы подлежат продаже. Если ООО можно переоформить на нового собственника, то ИП продать нельзя – ведь, по сути, это физическое лицо. В этом случае все документы на владение активами просто переоформляются с одного человека на другого через договор купли-продажи бизнеса между физическими лицами – образец, учитывающий все особенности, подберет брокер.

В некоторых случаях разные активы могут юридически принадлежать разным субъектам. К примеру, оборудование чаще всего приобретается на юридическое лицо, а сайт или группа в соцсетях, обеспечивающие стабильный приток клиентов, регистрируется на имя собственника. Активы продаются, как единый комплекс, но каждый из них требует отдельного документа.

Много вопросов вызывает передача покупателю обязанностей по кредитам и займам. Особенно при продаже ИП.

Кредит, взятый индивидуальным предпринимателем на развитие бизнеса, не всегда можно переоформить на другое физическое лицо. Все зависит от того, подразумевает ли такую возможность условия кредитного договора. Бизнес-брокер поможет сторонам достичь договоренности и подскажет, как организовать продажу бизнеса, имеющего долги. Обязательства по кредиту могут остаться у продавца или перейти к покупателю, в зависимости от того, как будет лучше для обеих сторон.

Перед тем, как совершить покупку, необходимо получить доступ к полному пакету документов. Неопытный покупатель может не знать, как это сделать, и на какие показатели следует обратить особое внимание. Брокер же обязательно проверит все необходимое, поскольку дорожит своей репутацией и стремится к тому, чтобы обе стороны сделки остались ею довольны.

Это лишь краткий перечень наиболее распространённых сложностей. К тому же, даже теоретически зная о подводных камнях, на практике избежать их непросто, если не иметь соответствующего опыта. Главное преимущество бизнес-брокеров состоит в том, что они много раз проводили сложные сделки, знают множество различных вариантов решения тех или иных проблем и смогут подобрать подходящий образец продажи бизнеса, исходя из практического опыта.

Как происходит оформление продажи бизнеса в Москве

Как мы уже говорили, брокеру важно, чтобы обе стороны сделки остались довольны его работой. И он знает, как оформить продажу бизнеса без лишних проволочек, безопасно, юридически чисто, с учетом интересов продавца и покупателя.

После того, как покупатель и продавец достигли первоначальной договоренности между собой, работа происходит в следующем порядке:

  • Составляется и подписывается предварительный договор, в котором определяются все этапы предстоящей сделки.
  • Покупатель вносит задаток. Задаток выполняет одновременно две функции: частичной предоплаты и гарантии того, что договор будет исполнен.
  • Затем происходит поэтапная передача активов бизнеса от продавца покупателю.
  • Основной этап – подписание основного договора.
  • Затем производится окончательный взаиморасчет.

Именно такой порядок действий защищает интересы продавца и покупателя, полностью исключая всевозможные нештатные ситуации

Если вы поручите подготовку и осуществление сделки бизнес брокеру Гудвилл – продажа готового бизнеса пройдет как по маслу. Мы дорожим своим добрым именем и стремимся работать так, чтобы клиенты обращались к нам снова и снова!

18:26